Этапы развития керамики

Сосуды, изготовленные из гончарной глины, называют керамикой, а сосуды, для изготовления которых используется каолин (белая глина) — это фарфоровые изделия. Всю продукцию, изготовленную из гончарной глины и каолина, этих двух разных по качеству видов глин, и прошедшую все стадии шихтовки, формовки, сушки, обжига и другие технологические процессы можно назвать керамикой. Искусство изготовления керамических изделий путем обжигания глины называют гончарным ремеслом.

Еще более 10 тыс. лет назад в эпоху неолита предки китайцев научились изобретать и широко использовать изделия из керамики. Керамические изделия, найденные в результате раскопок в провинции Цзянси в местах нахождения древних пещер небожителей, представляют собой исторические реликвии 8800-летней давности, и в настоящее время они являются самыми древними сохранившимися изделиями из керамики.

В эпоху Борющихся царств была изобретена глазурованная керамика, а что касается эпохи Тан, то в это время достигла своего пика танская трехцветная глазурованная керамика, а после эпохи Сун, производство керамических изделий постепенно уменьшалось.

Изделия из протофарфора (примитивного фарфора) начали изготовлять уже в периоды эпох Шан и Чжоу, тогда появился ранний глазурованный зеленый фарфор. В эпоху Хань появился черный фарфор. В периоды Троецарствия, эпохи двух династий Цзинь и эпохи Южных и Северных династий получил широкое развитие южный зеленый фарфор, сформировалась система неповторимых стилей, а на севере уже начали успешно обжигать белый фарфор.

Эпоху династий Суй и Тан можно назвать началом процветания фарфоровых изделий, и в эпоху династии Сун они достигли наиболее высокого уровня, в знаменитых гончарных печах было обожжено множество оригинальных изделий из фарфора.

В эпоху династии Юань поселок Индэ стал центром производства фарфора, появились такие виды фарфора как цинхуа (фарфор с голубыми узорами кобальтом), юлихуа (фарфор с красными узорами) и др.

В эпоху династий Мин и Цин различные виды фарфора перекликались друг с другом своей изящностью и красотой, поражая всех разнообразием цветовой гаммы. Вслед за проведением в Китае реформы открытости внешнему миру, китайское гончарное искусство стало распространяться по всему миру и повлияло на развитие гончарного ремесла множества стран.